Размер шрифта:

Информация о реформировании системы образования Тюменской области


Тюменская область в числе первых регионов разработала и внедрила новые подходы к управлению системой образования.

Анализ функционирования образовательных учреждений и содержание социального заказа отрасли образования предопределили основные направления модернизации образовательной системы, в основу которой был положен комплексный подход к решению проблем.

В основу осуществляемых реформ был положен программно-целевой принцип управления системой образования, способствующий внедрению новых организационно-финансовых механизмов и увеличению эффективности деятельности органов управления образованием и образовательных учреждений.

Для оценки соответствия существующей в территории системы образовательных учреждений всех уровней потребностям в услугах образования в 2002 году был проведен мониторинг, выявивший неэффективное использование имеющихся ресурсов (материальных, экономических, кадровых).

В связи с этим, департамент образования и науки разработал план мероприятий по проведению реструктуризации образовательных учреждений на период до 2007 года, реализация которых повлекла за собой изменение сети образовательных учреждений.

Анализ типичных характеристик функционирования образовательных учреждений послужил толчком к разработке и внедрению отраслевой системы оплаты труда, позволяющей снивелировать выявленные диспропорции и привести методику оплаты труда работников в зависимость от фактического объема выполняемого заказа на предоставление государственного стандарта общего образования.

В Тюменской области совершенствование финансово-экономического механизма финансирования образования началось в 2002 году.

С этой целью за период с 2002 по 2004 годы был проведен ряд подготовительных организационных мероприятий:

- оптимизация сети общеобразовательных учреждений;

- создание сельских базовых школ, в которых сосредоточены материально-технические, технологические, методические и кадровые ресурсы (с 2008 года функционирует 79 базовых школ, объединяющих 95% всех сельских образовательных учреждений);

- приведение имеющейся материально-технической базы в нормативное состояние;

- осуществление работы с кадровыми ресурсами (оптимизация штатных расписаний, обучение и подготовка кадров к использованию в образовательном процессе новых методик и технологий);

- внутриотраслевые преобразования по обеспечению нормативной наполняемости классов-комплектов, снижению аудиторной нагрузки учащихся, определению оптимального соотношения фонда оплаты труда учителей к другим категориям работников, сокращению доли расходов на административно-управленческий, учебно-вспомогательный и младший обслуживающий персонал.

В целом, совершенствование финансово-экономического механизма на основе перехода на нормативное подушевое финансирование позволило:

- создать условия для выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований и образовательных учреждений в части расходов на сферу образования;

- достичь прозрачности межбюджетных отношений в образовании,

- обеспечить целевое использование бюджетных средств,

- повысить эффективность использования внутренних резервов отрасли,

- заработная плата учебно-вспомогательного и младшего обслуживающего персонала доведена до установленного в регионе прожиточного минимума трудоспособного населения,

- штатные расписания приведены в соответствие с реальными потребностями обеспечения учебного процесса, более рационально распределен фонд оплаты труда отдельных категорий работников,

- повышена заинтересованность руководителей школ и педагогических коллективов в конечном результате своего труда,

- институты общественного управления включены в систему работы образовательных учреждений.

Помимо введения новых финансовых механизмов, вопрос повышения уровня образования требовал новых подходов к оценке качества образования, адекватной современным требованиям. Традиционная система оценки уровня образования уже не соответствовала потребностям общества, сдерживала повышение качества образования, так как была представлена разрозненными элементами, каждое образовательное учреждение самостоятельно определяло систему оценки, в результате, отметки, получаемые выпускниками разных школ, были несопоставимы между собой.

Для преодоления имеющихся трудностей в 2001 году было принято решение о формировании общенациональной системы оценки качества образования, элементом которой стала процедура введения единого государственного экзамена.

Тюменская область вступила в ЕГЭ в 2003 году. Сначала в эксперименте участвовали выпускники общеобразовательных школ 3 муниципальных образований: гг. Тюмень, Тобольск, Тюменский район. С 2004 года масштабы участия в ЕГЭ расширились. В эксперимент вступили средние школы всех 26 территорий юга области. К 2008 году эксперимент успешно завершился, с 2009 года проведение ЕГЭ вошло в штатный режим.

На протяжении всех лет эксперимента выпускники области демонстрируют постоянное увеличение результатов. Отмечается более высокая доля положительных результатов по всем общеобразовательным предметам в сравнении с общероссийским уровнем (доля выпускников, получивших «зачет» по русскому языку и математике, в 2011 году составляет 99%).

Параллельно с расширением охвата учащихся аттестацией в режиме ЕГЭ в Тюменской области внедряется такая форма региональной оценки качества знаний, как единые контрольные работы по предметам гуманитарного и естественно-математического циклов. Анализ результатов показал перспективность данной формы оценивания достижений учащихся, что послужило причиной дальнейшей работы в этом направлении.

Формирование и совершенствование региональной системы оценки качества знаний является одним из главных условий дальнейшего поступательного развития реализуемых в области преобразований с целью удовлетворения потребности общества в доступном качественном образовании и решении таких задач, как:

- предоставление образования, формирующего конкурентоспособного и социально-адаптированного выпускника,

- достижение качества образования, соответствующего государственному образовательному стандарту,

- воспитание социально-ответственной личности, сохранение и укрепление здоровья учащихся.

В Тюменской области накоплен большой опыт взаимодействия образовательных учреждений и общественности. Организационными формами государственно-общественного управления являются: Управляющие, Наблюдательные, Попечительские советы, Советы образовательных учреждений и другие органы самоуправления.

Расширение общественного участия в управлении образованием способствует:

- целенаправленному формированию социального заказа системе образования через деятельность государственно-общественных органов управления образованием;

- повышению роли общественных институтов в функционировании и развитии образовательной системы региона;

- формированию механизмов, обеспечивающих непрерывное включение общества в соуправление образовательными учреждениями;

- обеспечению реализации государственной политики в области образования с учетом специфики и потребностей местного сообщества;

- объективной оценке результатов деятельности педагогов и образовательных учреждений.

В целях удовлетворения возросшего спроса на дошкольное и дополнительное образование в Тюменской области были реализованы следующие мероприятия:

- введен муниципальный заказ на оказание дошкольных образовательных услуг и услуг дополнительного образования детей,

- приняты дополнительные меры по строительству, реконструкции, передаче используемых не по назначению зданий детских садов,

- разработан и реализуется механизм оказания финансовой поддержки родителям, имеющим детей дошкольного возраста,

- внедрены новые организационно-правовые формы и экономические механизмы функционирования учреждений дошкольного и дополнительного образования (перевод учреждений в статус автономных организаций, с 2007 года – автономных учреждений).

Начиная с 2005 года, в регионе наработан опыт автономного функционирования учреждений образования.

Начало отработки практики деятельности образовательных учреждений в новом автономном статусе было организовано в наиболее «конкурентных» сферах: дошкольное и дополнительное образование, что позволило активизировать предоставление дополнительных услуг населению и увеличить внебюджетную долю финансового обеспечения образовательного процесса. Образовательными учреждениями региона был накоплен достаточный опыт работы в автономном режиме, на практике подтверждающий жизнеспособность и рациональность новых условий хозяйствования.

Поэтому в ноябре-декабре 2007 года в статус автономных образовательных учреждений перешли все учреждения начального и среднего профессионального образования, подведомственные департаменту образования и науки, учреждения дополнительного образования детей системы образования, учреждение дополнительного профессионального образования. Кроме того, с 2010 года начался процесс перехода школ в статус автономных учреждений. По состоянию на 01.08.2011 г. таких учреждений 266.

Реализация вышеназванных мероприятий позволила:

- повысить финансово-хозяйственную самостоятельность,

- увеличить охват и расширить вариативность предоставления услуг дошкольного и дополнительного образования,

- обеспечить выравнивание стартовых возможностей обучающихся при поступлении в школу,

- повысить качество образовательных услуг всех уровней и видов образования.

С 2008 года развитие сети дошкольных образовательных учреждений осуществляется по направлениям:

- реконструкция и открытие новых детских садов;

- возвращение в сеть зданий детских садов, занятых не по назначению;

- открытие дополнительных групп в действующих детских садах за счет рационального использования площадей;

- создание структурных подразделений, отделений и групп дошкольного образования при школах;

- открытие информационно-консультативных центров (пунктов) для оказания консультативной помощи родителям, воспитывающих детей дошкольного возраста;

- открытие коррекционных групп кратковременного пребывания по подготовке к школе детей с ограниченными возможностями;

- открытие мини-детских садов.

В настоящее время в сфере дошкольного образования ведется работа по следующим направлениям:

· создание новых мест с целью увеличения охвата детей дошкольного возраста услугами дошкольного образования за счет:

- строительства и реконструкции зданий детских садов,

- более рационального использования площадей действующих детских садов и общеобразовательных учреждений, ресурсов организаций различных форм собственности и ведомственной принадлежности;

· обеспечение современного качества дошкольного образования и выравнивание стартовых возможностей детей при поступлении в школу путем:

- развития вариативных форм предоставления образовательной услуги детям в возрасте от 3 до 7 лет;

- совершенствования системы мониторинга готовности выпускников дошкольных учреждений к обучению в школе;

- расширения спектра дополнительных образовательных услуг.

Положительные тенденции по всем направлениям развития наблюдаются в системе дошкольного образования. Среди них: увеличение охвата детей дошкольного возраста образовательными услугами, расширение спектра вариативности оказываемых услуг, обеспечение современного качества дошкольного образования, а также выравнивание стартовых возможностей детей при поступлении в школу.

Для увеличения количества мест в дошкольных организациях Правительством Тюменской области и органами местного самоуправления ведется строительство новых и реконструкция существующих детских садов, осуществляется возврат в дошкольную сеть зданий и помещений, используемых не по назначению. Продолжается возврат в проектную мощность ранее переоборудованных помещений и открытие дополнительных мест в детских садах в ходе капитальных ремонтов.

Благодаря комплексу мер по повышению обеспеченности населения данными услугами в 2010 году удалось практически полностью удовлетворить потребность в обеспечении детскими садами детей в возрасте от 3 до 7 лет и резко сократить очередность. Потребность населения в обеспечении местами в дошкольных группах образовательных организаций в целом удовлетворена на 95%, при этом, потребность в местах для детей от 3 лет удовлетворена почти полностью (99,7%).

В течение последних трех лет в рамках развития частно-государственного партнерства в регионе формируется сеть развивающих детских центров и частных детских садов, что способствует созданию здоровой конкурентной среды в сфере дошкольного образования. На сегодняшний день таких организаций насчитывается более 30, их посещают около 2 тыс. детей.

Сегодня система дошкольного образования мобильно реагирует на разнообразные потребности населения. В соответствии с запросами родителей продолжают развиваться вариативные формы дошкольного образования: группы кратковременного пребывания, центры игровой поддержки, группы предшкольной подготовки, образование детей с ограниченными возможностями здоровья на дому, консультационно-диагностическое консультирование и др.

С целью массового информирования населения области о деятельности учреждений образования, а также обеспечения свободного доступа к информационным ресурсам в образовательных учреждениях области в течение 2011 года ведется активная работа по созданию единого информационного пространства. Портал «Образование в Тюменской области» будет включать все образовательные учреждения области. Технические решения и программное обеспечение позволит предоставлять населению услуги сферы образования в электронном виде. На сегодняшний день все учреждения образования области имеют Интернет-сайты. Развивается система электронного взаимодействия с учащимися и родителями, в 86% школ уже организован доступ родителей к электронным журналам и дневникам.

Широкое внедрение информационных технологий позволило расширить область применения дистанционных технологий. Проводится работа по внедрению дистанционных форм обучения детей-инвалидов. В 2010-2011 учебном году дистанционное обучение было организовано 135 обучающимся из 19 территорий области (57% от числа детей-инвалидов, не имеющих противопоказаний для данной формы обучения).

С 2011-2012 учебного года еще 45 детей получат необходимое оборудование для осуществления обучения на дому с применением дистанционных технологий, что составит в целом 180 человек из 20 муниципальных образований (более 70% от числа детей-инвалидов, не имеющих противопоказаний для данной формы обучения).

Продолжая свое развитие, в 2011 году региональная система образования участвует на условиях бюджетного софинансирования в таких федеральных программах и проектах, как:

· «Дистанционное обучение детей-инвалидов» - расширение числа детей-инвалидов, получающих образование в дистанционной форме,

· «Доступная среда» - проект направлен на увеличение числа школ, в которых созданы все необходимые условия для обучения детей-инвалидов;

· «Модернизация дошкольного образования» - проект предусматривает создание дополнительных мест для получения детьми дошкольного возраста;

· «Комплекс мер по модернизации общего образования Тюменской области в 2011 году» - комплекс направлен на повышение средней заработной платы учителей общеобразовательных учреждений в целях постепенного ее доведения до уровня средней заработной платы по экономике региона, обеспечение современных условий образовательного процесса, повышение кадрового и квалификационного потенциала работников общеобразовательных учреждений;

· в рамках ФЦПРО по итогам конкурсного отбора область получила статус федеральной стажировочной площадки по двум направлениям: развитие муниципальных систем дошкольного образования и реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

В соответствии с поручением Председателя Правительства РФ В. В. Путина в области проведена необходимая организационная работа и уже в 2011 году будут реализованы такие актуальные меры, как обновление автобусного парка, приобретение современного оборудования для школьных столовых, профессиональная переподготовка и повышение квалификации учителей и руководителей и главное – повышение заработной платы учителям.

При этом в соответствии с решением Правительства области с сентября текущего года заработная плата будет повышена на 30% к уровню 2010 года не только учителям, но и всем работникам образовательных учреждений всех уровней образования – детские сады, школы всех типов, учреждений начального и среднего профессионального образования, учреждений дополнительного образования.

В целом, реализация комплекса мер по модернизации образования позволит достигнуть планируемых показателей результативности предоставления субсидий и довести уровень заработной платы учителей в 2011 году до 85% к зарплате в сфере экономики, а в дальнейшем привести к норме, закрепленной в законопроекте - не ниже зарплаты в сфере экономики.

В целях решения проблем, характерных для профессионального образования, в Тюменской области с 2004 формируется государственный заказ на подготовку рабочих кадров и специалистов за счет средств областного бюджета. Кроме того, проводится работа по следующим направлениям:

- развитие форм государственно-общественного управления;

- привлечение предприятий-заказчиков кадров к подготовке квалифицированных работников рабочих профессий, формирование системы социального партнерства с работодателями в сфере повышения качества подготовки рабочих кадров и специалистов в соответствии с потребностями регионального рынка труда;

- укрепление материально-технического и кадрового обеспечения образовательного процесса.

Для повышения конкурентоспособности и качества подготовки квалифицированных специалистов с 2005 года в области начался процесс интеграции образовательного пространства. С целью обеспечения непрерывного обучения по преемственным профессиональным образовательным программам на базе учреждений высшего профессионального образования путем присоединения к ним региональных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования созданы многоуровневые образовательные комплексы (3 многоуровневых образовательных комплексов, 6 ресурсных центров профессионального образования).

С 2006 года региональная система образования функционирует в рамках областной целевой программы «Основные направления развития образования и науки Тюменской области», мероприятия которой носят межотраслевой характер и направлены на все субъекты системы образования, включая учреждения и организации, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти, областных и муниципальных органов управления образованием, что позволяет проводить единую образовательную политику, формировать единое образовательное и информационное пространство в области.

Основными направлениями и задачами развития профессионального образования являются: содействие в трудоустройстве выпускников, совершенствование структуры подготовки с учетом потребности регионального рынка труда, переход к многоуровневой подготовке специалистов в системе высшего профессионального образования (магистратура, бакалавриат), а также обеспечение доступности и повышение качества профессионального образования на основе обновления его содержания.

Учебными заведениями области успешно внедряются инновационные образовательные программы и проекты, получившие федеральную поддержку в форме грантов.

В 2011 году совместно с Советом ректоров высших учебных заведений области, ассоциацией работодателей региона разработана и утверждена «Комплексная программа развития профессионального образования Тюменской области до 2015 года».

В настоящее время решается задача расширения содержательного взаимодействия с работодателями, в частности, осуществляется необходимая работа по созданию уже осенью этого года регионального Центра сертификации квалификаций выпускников (апробация на декабрь 2011 года – выпуск речников в ПУ 14).

В целях обеспечения поддержки на федеральном уровне ключевых сфер социального развития 5 сентября 2005 года Президентом Российской Федерации было объявлено о начале реализации приоритетных национальных проектов. Среди основных направлений национального проекта «Образование» обозначены:

- поддержка на конкурсной основе лучших учителей и школ, внедряющих инновационные программы,

- поощрение талантливой молодежи,

- материальное стимулирование воспитательной работы классных руководителей (вознаграждение за классное руководство),

- поддержка инновационных программ вузов, учреждений начального и среднего профессионального образования,

- информатизация образования,

- приобретение современного учебного и учебно-наглядного оборудования, школьных автобусов.

- модернизация региональных систем образования.

По всем указанным направлениям в Тюменской области к моменту начала реализации приоритетного национального проекта уже имелись серьезные наработки, был накоплен собственный опыт реализации данных форм поддержки.

Более того, в целях комплексного решения проблем образовательной системы, в области был разработан перечень дополнительных мероприятий Правительства Тюменской области, направленных на реализацию целей приоритетного национального проекта и предусматривающих развитие других ступеней и уровней образования.

Следует отметить, что комплекс мер по реализации нацпроекта, направленный на поиск внутренних источников развития и рационального использования накопленного потенциала, стал для Тюменской области логическим дополнением и продолжением основных направлений развития и модернизации региональной системы образования.

Среди значимых результатов осуществления мероприятий в рамках ПНПО можно назвать достижение следующих позиций:

- 16% (от общего количества средних общеобразовательных школ) образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы, получили финансовую поддержку в размере 1 млн. рублей,

- каждый 10-ый педагог высшей квалификационной категории был удостоен премии 100 тыс. рублей по итогам конкурса на получение денежного поощрения лучших учителей,

- более 12 тысяч учащихся и студентов стали победителями конкурсных мероприятий всех уровней (всероссийского, окружного, областного, муниципального и др. ) в рамках поддержки талантливой молодежи, что составляет 5% от общего количества молодежи в возрасте от 14 до 25 лет,

- все школы юга Тюменской области подключены к сети Интернет, в каждую подключенную школу приобретена компьютерная техника, а также интерактивные доски в городские и сельские базовые школы области,

- полностью удовлетворена потребность образовательных учреждений в автотранспорте,

- около 70% сельских базовых школ получили современные комплекты учебно-наглядного оборудования (кабинеты физики, биологии, химии, географии, русского языка, интерактивные комплексы),

- 3 учреждения профессионального образования вошли в число победителей конкурсных отборов учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы (4,5% от общего количества),

- по итогам конкурса субъектов, внедряющих комплексные проекты модернизации, Тюменская область (наряду с г. Москвой и г. Санкт-Петербург) была названа субъектом – лидером российского образования и определена как базовая площадка по внедрению передового опыта реформирования в сфере образования.

В результате осуществления мероприятий по реализации комплексного проекта модернизации повысилась эффективность использования материально-технических и кадровых ресурсов, начала формироваться конкурентная среда для предоставления образовательных услуг, возросла инвестиционная привлекательность сферы образования.

Таким образом, к 2008 году достигнут заметный рост заработной платы работников отрасли образования, повысилась результативность их труда, обеспечивается целевое расходование бюджетных средств, стимулируется участие государственно-общественных органов в управлении образованием, формируется единая информационная образовательная среда, внедряются механизмы межведомственного взаимодействия в решении вопросов обучения и воспитания подрастающего поколения.

В феврале 2010 года Тюменская область активно приступила к реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», основой для реализации которой послужили результаты, полученные в рамках реализации комплексного проекта модернизации образования: проведение реструктуризация сети образовательных учреждений, оптимизация штатных расписаний, формирование региональной оценки качества образования, внедрение новой системы оплаты труда, переход на нормативно-подушевое финансирование, укрепление материально-технической базы образовательных учреждений, обеспечение общественного участия в управлении образовательным процессом.

Реализовав основные направления комплексного проекта модернизации системы образования в регионе, был получен хороший задел для дальнейшего развития, для реализации национальной инициативы «Наша новая школа».

В феврале 2011 года во всех субъектах Российской Федерации впервые проведен единый федеральный мониторинг реализации инициативы, результаты которого вошли в федеральный доклад Правительства Российской Федерации.

Основным результатом реализации национальной инициативы в 2010 году названо достижение регионом целого ряда эффектов комплексного характера. Наряду с ранее отмечаемыми результатами, такими как снижение неэффективных расходов, активизация общественного участия в управлении и повышение удовлетворенности населения, по итогам работы Тюменской области в 2010 году отмечены уже и качественные изменения. Это создание современных условий обучения в школах области, повышение уровня подготовки выпускников, подтверждаемое результатами единого государственного экзамена и реальная реализация дальнейшей образовательной траектории выпускниками профильных классов при продолжении обучения в системе профобразования либо начале трудовой деятельности.

Область занимает лидирующие позиции в рейтинге субъектов Российской Федерации по всем направлениям федерального мониторинга реализации инициативы.

С 2005 года все школы области перешли на нормативное подушевое финансирование и отраслевую систему оплаты труда. Среднее российское значение по данному показателю составляет 67%.

Результаты работы последних лет по укреплению материально-технической базы общеобразовательных школ позволили увеличить долю школьников, обучающихся в современных условиях, до 88% при среднем по России 43%.

В 98% школ обеспечена возможность пользоваться современными столовыми со стационарными пищеблоками (Россия- 33%).

С 2010 года в области внедрена новая персонифицированная модель повышения квалификации учителей. В связи с этим, в плановом порядке все педагоги, которые должны были пройти курсы повышения квалификации в 2010 году, уже прошли подготовку в новой форме.

С сентября 2011 года на новый стандарт перешли первые классы начальной школы.

В соответствии с региональным планом работа по реализации национальной образовательной инициативы будет продолжена и в 2011 году. Особое внимание будет уделено развитию системы поддержки талантливых детей, пересмотру сложившейся практики работы с данной категорией учащихся, а также переходу на новые государственные стандарты начального образования в штатном режиме.

Опыт работы показал, что одним из приоритетных средств дальнейшей модернизации системы образования является информатизация всех уровней и аспектов организации образовательного процесса, переход на оказание государственных (муниципальных) услуг в электронном виде, переход на электронный школьный документооборот, обеспечивающий повышение эффективности использования материально-технических ресурсов, финансовых вложений и трудозатрат педагогических и управленческих кадров.




© 2010 — Правительство Тюменской области

«Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-24817 от 30 июня 2006 года выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия»

Администратор Портала — ГКУ ТО «ЦИТТО». Портал реализован на платформе «SiTex».

Яндекс.Метрика Яндекс цитирования
Рейтинг@Mail.ru