Карта портала
Размер шрифта:

Урок русского языка "Упражнение в расположении слов в алфавитном порядке"


Тема урока: Упражнение в расположении слов в алфавитном порядке (слайд №1).

Цели деятельности педагога:

1.     Создать условия для формирования умения пользоваться алфавитом на практике.

2.     Формировать представление учащихся об алфавите.

3.     Обучающие: систематизировать знания учащихся об алфавите.

4.     Развивающие: развивать у учащихся умение выделять главное в изучаемом материале, сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, развивать фонематический слух, логическое мышление, речь, внимание.

5.     Воспитательные: воспитывать любовь к русскому языку, культуре обучения, матери.

 

Планируемые результаты образования:

Предметные: научиться использовать последовательность букв в русском алфавите для расположения заданных слов в алфавитном порядке; получать возможность научиться соблюдать известные орфоэпические нормы речи.

Метапредметные:  критерии сформированности / оценки компонентов УУД:

·        Регулятивные: понимают выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

·        Познавательные: осуществляют поиск нужной для решения учебной задачи информации в учебнике и рабочей тетради, понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме;

·        Коммуникативные: принимают участие в работе парами и группами, соблюдая общепринятые правила сотрудничества и общения;

·        Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу, проявляют положительное отношение к школе, знают нормы поведения.

Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал, презентация.

Методы объяснения: объяснительно-иллюстративный, частично – поисковый, элементы исследования.

 

Ход урока

1.                Организационный момент:

 

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Мы друг к другу повернулись

И приятно улыбнулись.

 

- Давайте улыбнемся друг другу. С каким настроением вы пришли на урок? Я рада вновь видеть ваши лица и ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Я желаю вам успехов и творческих задач.

2.                Целеполагание. Актуализация знаний (слайд № 2)

- Вы видите  кроссворд. Чтобы решить его, вам предстоит выполнить мое задание. Я вам загадаю загадки, а ответы впишу в пустые клетки.

 

(слайд № 3)

 

а

к

у

л

а

 

 

 

 

 

 

л

е

к

а

р

с

т

в

о

 

 

ф

а

к

е

л

 

 

 

 

 

 

а

т

о

м

 

 

 

 

 

 

 

в

о

р

о

т

а

 

 

 

 

 

и

в

а

 

 

 

 

 

 

 

 

т

е

м

п

е

р

а

т

у

р

а

 

·                   Огромная рыба, зубатая очень! И тигра проглотит, если захочет!

·                   Обо мне ты  вспомнишь, если только захвораешь.

·                   С древних времен на спортивных аренах ярко пылают в руках вдохновенных; шествия важные я освещаю, тьму украшаю.

·                   Мельчайшая «неделимая» частица.

·                   Как калитка, но 2 створки стоит распахнуть на машине, но потом их закрывай.

·                   У реки расту под кручей и зовут меня плакучей.

·                   Если вдруг заложен нос, о лекарствах встал вопрос, если голова больна, то повышена она.

- Ребята, если соединить все начальные буквы нашего кроссворда, то получится … (алфавит).

- Как вы думаете, какова тема нашего урока? Сегодня мы с вами вновь будем говорить об алфавите, будем учиться располагать слова в алфавитном порядке.

 

Каллиграфическая минутка:

 

- Для начала научимся красиво записывать слово алфавит. Чтобы научиться красиво писать это слово, проведем минутку чистописания. Сядьте правильно, выпрямите спинки, тетрадь положите уголочком, низко не наклоняйтесь. Пропишите элементы соединения букв:  ал    фа     вит

- Какие соединения встретились?

- Подчеркните карандашом тот элемент буквы или слог, который у вас получился лучше всех.

- Итак, какое слово мы учились писать?

- Давайте запишем его целиком на следующей строке.

- Поставьте ударение и выделите в этом слове опасные места.

 

Повторение знаний об алфавите (слайд № 4)

 

1.                Почему говорят: Я – последняя буква в алфавите:

- Давайте ответим на вопрос: что такое алфавит? (это расположение букв в определенном порядке).

2.                Хоровое чтение алфавита (слайд № 5).

3.                Игра «Кто хорошо знает алфавит?» (ученики становятся в круг и передают мячик  друг другу, называя буквы по алфавиту в быстром темпе. Кто первым ошибается, выходит из игры).

4.                Работа в группах: (слайд № 6)

- Вставьте пропущенные буквы: (дан алфавит с пропущенными буквами).

Первая группа подчеркивает гласные (красным цветом), вторая – согласные (синим цветом).

Проверка.

 

Дыхательная гимнастика

 

1.                Сели прямо, улыбнулись. Вдохнули. На вдохе считаем от 1 до 10.Слова произносим громко, четко, красиво. Особо выделяем гласные звуки. Плечи неподвижны, «работают» живот и грудная клетка. Повторите 3-4 раза.

2.                Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте себе свою маму. Слово мама - одно из самых любимых на земле. Стоит только подумать о маме и на душе становится легко и радостно. Почувствуйте тепло ее улыбки, улыбнитесь ей в ответ. Откройте глаза.

 

Продолжаем работу над алфавитом. Рассмотрите алфавит (слайд № 7)

- Сколько в алфавите гласных (10), согласных (21).

- Что знаете о Ъ и Ь? (не обозначают звука).

-Назовите согласные, которые обозначают всегда твердые согласные звуки (ж, ш, ц).

- Назовите согласные, которые обозначают всегда мягкие согласные звуки (ч, щ, й).

- А зачем человеку нужен алфавит? Слайд № 8  (чтобы быстро найти в слове нужное слово, в библиотеке – книгу, в классном журнале – фамилию ученика, в поликлинике – карточку больного). А еще где используется алфавит? (для составления словарей, различных справочников, каталогов).

- Работа в парах: (слайд № 9)

- Расположите времена года в алфавитном порядке (зима, весна, лето, осень).

Ответ: весна, зима, лето, осень.

 - Физминутка  «Друзья»(музыкальная, с движениями)

- Работа в парах: (слайд № 10)

- Расположите слова в алфавитном порядке: (еж, кошка, бабочка, медведь, апельсин, жук, ложка, гусь).

Ответ: апельсин, бабочка, гусь, еж, жук, кошка, ложка, медведь.

3.                Самостоятельная работа:

- Из открытого календаря выпали листики с названием дней недели. Расположите по алфавиту (пятница, четверг, среда, суббота).

- Вы смогли выполнить задание?

- Какие трудности встретились при выполнении задания?

- Давайте попробуем вместе разобраться. Что вначале нужно сделать? (расположить слова по алфавиту).

- Какие знания вы применили? (по первой букве определили место слова).

- какое слово вы записали первым? Вторым? Третьим? Четвертым?

- Почему так получилось: (у одних среда, у других суббота)

- Чего мы еще не знаем?

- Как вы думаете, как расположить слова, начинающиеся с одинаковой буквы? (по второй букве)

- Как вы думаете, пригодится ли вам в жизни новый способ расположения слов? (сказать про список фамилий учащихся 1 кл.). У меня для вас вновь интересное задание.

- Какая буква в алфавите стоит по списку первая? (а), пятая ? (д), десятая ? (и), перед буквой м ? (л), а за буквой м ? (н), перед буквой я ? (ю), соседями какой буквы являются С и У ? (т).

 

Тест:

1.                Сколько букв в русском алфавите?

2.                Сколько гласных букв?

3.                Сколько согласных букв?

4.                Какие две буквы не обозначают звуков?

Кто быстро прочитает шифрограмму?

8 1 7 2 5 3 6 4

М ы о д л ц о

Молодцы !!!

 

Итог урока.

1.     Какова тема урока?

2.     Поднимите руку, кто оценил себя высоко

3.     Выполнение каких заданий у вас вызвало затруднение?

4.     Для чего был нужен этот урок?

Рефлексия:

Сегодня на уроке:

- Я узнал и открыл для себя …

- Я научился и смог …

- Я могу похвалить себя и своих одноклассников.

 

 

Самоанализ урока русского языка в 1 классе по теме «Алфавит»

Это второй урок по теме «Алфавит». Урок закрепления знаний в расположении слов в алфавитном порядке. Урок комбинированный.

На уроке становились следующие задачи:

1.     Формировать представление учащихся об алфавите.

2.     Создать условия для формирования умения пользоваться алфавитом на практике.

3.     Систематизировать знания учащихся об алфавите.

4.     Развивать у учащихся умение выделять главное в изучаемом материале, сравнивать, анализировать, делать выводы.

5.     Воспитывать любовь к русскому языку, культуре общения, матери, к занятиям в школе, умение самостоятельно работать.

Межпредметные связи:  литературное чтение, информатика

Представленный урок по теме:

«Упражнение в расположении слов в алфавитном порядке» предполагал достижение целей, связанных с получением предметных, метапредметных и личностных результатов образования. Вначале урока  - мобилизующее начало, работа с кроссвордом, где дети сами выводят тему урока, повторяют знания об алфавите, хоровое чтение алфавита, закрепление алфавита в игре, работа по карточкам (слайдам) запись слов в алфавитном порядке. Интересная работа в расшифровке слов. Формы организации обучающей деятельности: индивидуально-коллективная, парная, групповая, фронтальная. Создание здоровье-сберегающего пространства, смена видов деятельности, хороший психологический климат, индивидуальный подход к учащимся. Стандарт 2 поколения связывает метапредметные результаты образования с уровнем сформированности УУД.

Личностные УУД: формируются в процессе самоорганизации ребенка к уроку в процессе подведения итогов урока, в ходе ответа на  вопрос: «Удалось ли определить трудности?» Осознание проблем в изучении темы и постановки новой цели – как результат урока.

Коммуникативные УУД:формируются, как умение слушать, аргументировать свое мнение, оформлять его в устный ответ, отвечать на вопросы учителя, также при работе в парах. Как результат урока – учебное сотрудничество учащихся при работе в парах.

Регулятивные УУД: формируется в процессе продумывания этапности на уроке, позволяющей ребенку совершать действия постановки целей, прогнозирования результатов на этапе проблематизации, для организации учебной работы при объединении детей при работе в парах.

Познавательные УУД: формируются за счет содержательного наполнения урока и выбора наиболее эффективных приемов обучения. На уроке были использованы приемы проблемной педагогической ситуации в процессе урока.

Реализованы следующие принципы:

1.                Принцип адаптивности – каждый ребенок работал на своем уровне сложности, в зоне своего развития.

2.                Принципы развития - на разных этапах работы.

3.                Принцип целостности – связь с темами предыдущих уроков.

4.                Принцип ориентированной функции знаний – дети осознали необходимость приобретенного знания.

5.                Принцип психологической комфортности - учителем создана атмосфера творчества и доверия.

Методы объяснения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, элементы исследования. Использовалась презентация. На уроке были применены инновационные технологии: информационно- коммуникативные, здоровьесберегающие и личностно-ориентированные.

Была организована обратная связь на уроке: на уровне контроля учитель спрашивает - ученик отвечает, тест. Постоянное «Субъект - субъектное взаимодействие между учителем и учащимися, учеников между собой, совместное моделирование ситуаций для проявления компетентности как учителя, так и учеников». Для обратной связи использовалась самооценка не только результатов, но и деятельности. Рефлексия.

Урок достиг поставленных целей. Результаты урока совпадают с субъектными целями учеников и результатами контрольного теста.

 

 




© 2010 — 2014 Правительство Тюменской области

«Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-24817 от 30 июня 2006 года выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия»

Администратор ГКУ ТО "ЦИТ ТО" Портал реализован на платформе "SiTex"

Яндекс.Метрика Яндекс цитирования
Рейтинг@Mail.ru